Ставите ли вы цели правильно?

Постановка цели – важнейший этап в любой деятельности. Правильно определенный ориентир позволяет задать направление будущей деятельности и быстрее достичь желаемого. Умение ставить цели необходимо каждому человеку для достижения успеха. А детям оно пригодится в первую очередь в учебе. Сегодня поговорим о структуре целей, приведем упражнения и советы по их правильной постановке.

 

О важности целей для школьников

Сегодня о важности целей можно услышать практически везде: в любимом кинофильме, на странице новой книги, в мотивирующем видео в интернете. Многие великие мира сего говорили о том, какую огромную роль в жизни играют мечты, планы, ориентиры. «Тот достигает успеха, кто отчетливо видит свою цель и идет к ней, не сворачивая», — сказал великий американский режиссер 20 века Сесил Блаунт ДеМилль. И с этим трудно поспорить, ведь только зная, к чему стремишься, можно добиться этого.

Для школьников умение правильно поставить перед собой цель важно вдвойне по нескольким причинам:

  1. Чем раньше приобретен этот навык, тем больше пользы он принесет. Ребенок, научившийся четко определять, к чему он стремится, к концу обучения сможет добиться значительных успехов: спортивные достижения, окончание школы с медалью, сдача экзаменов на высокий балл и другое. А в дальнейшем он сможет также эффективно применять обретенное умение, обучаясь в вузе, строя карьеру и т.д.
  2. Происходит мотивация на получение знаний. Если ученик хорошо представляет свою цель, то отлично понимает, что ему необходимы знания и умения. Такие дети более охотно посещают школьные занятия и стараются почерпнуть максимум знаний, умений, навыков.
  3. Ребенок учится быть самостоятельным. Чем раньше школьник станет сам ставить цели и достигать их, тем больше он сможет добиться, причем практически без помощи других. Конечно, это не означает, что родители не должны вовсе участвовать в жизни своего ребенка. Они могут направлять, давать советы и помогать при необходимости. Но при этом доверять ученику большую часть действий на самостоятельное выполнение.

Структура цели

Правильная цель включает в себя 5 основных компонентов:

  • Конкретность. Очень часто достичь успеха не получается потому, что цель слишком общая, не конкретизированная. Например, лучше учиться в 2016 году. Что это значит? Больше ходить на занятия? Получить больше четверок и пятерок? Лучше закончить четверть? Учиться лучше кого или лучше чем когда? Данная цель вызывает еще множество подобных вопросов и затрудняет свое достижение. Поэтому необходимо по максимуму конкретизировать свои стремления, детализировать их. Например, закончить 2016 год без троек.
  • Измеримость. Цель должна иметь определенный числовой или качественный (определенная планка) эквивалент. Это необходимо для того, чтобы понять достигнута ли цель, измерить результат. Например, приведенную выше цель можно перефразировать так: закончить 2016 год с 0 троек. Если по окончании учебного года в дневнике красуется 1-2 тройки, то можно говорить о том, что цель не достигнута. Но при этом также можно посмотреть, насколько ученик продвинулся вперед. Если в 2015 году у него было столько же троек, то продвижения нет. А вот если их было 5-8, то улучшения заметны.
  • Подконтрольность. Цель должна быть достижима и подконтрольна человеку, который поставил ее перед собой. Ведь, согласитесь, нет никакого смысла определять такие стремления, на которые невозможно повлиять. Например, школьник ставит перед собой цель «все мои друзья поступают в один вуз». Конечно, он может агитировать друзей, поступать в какой-то конкретный вуз. Но при этом у товарищей все равно остаются собственные желания и стремления, да и возможности у всех разные.
  • Реалистичность. Этот компонент схож с предыдущим, но имеет существенное отличие: цель неподконтрольная конкретному человеку зависит от воли других (пример с поступлением друзей в один вуз). Нереалистичная же цель недостижима в принципе (по крайней мере, на определенный момент времени).Например, ученик хочет получить Нобелевскую премию по химии в 2016 году. Но это практически невозможно, если он никогда до этого химией не занимался и не знает ее. Разумеется, не нужно заранее считать большинство целей недостижимыми. Однако требуется адекватно оценивать свои возможности на какой-то конкретный временной период. Приведенный пример с Нобелевской премией вполне может быть осуществим, однако формулировка будет другой:получить Нобелевскую премию по химии после 10 лет ее подробного изучения.
  • Определенность во времени. Необходимо четко представлять, к какому сроку должна быть достигнута цель. Например, стремление «стать отличником к маю 2016 года» гораздо мощнее и более стимулирующее, чем просто стремление когда-нибудь стать отличником.

Исходя из этой структуры, можно выделить главное правило постановки целей:проверять каждую конкретную цель на соответствие главным 5 компонентам или формуле «КИПРО».

Советы и упражнения

После того, как вы убедились, что соблюдается первое правило постановки целей, можно переходить к следующим шагам.

Начните с малого

Если ребенок никогда не ставил перед собой осознанных целей и ему сложно это делать, нужно начать с малого. Для начала пусть школьник попробует определять простые, «повседневные» стремления: дойти до школы за 15 минут, съесть весь завтрак, лечь спать на полчаса раньше и т.д. Когда эта задача будет успешно выполнена, можно переходить к целям на несколько дней, неделю, пару недель и др. Например, получить за три дня 3 пятерки, исправить двойку к концу недели, до конца месяца прочитать «Войну и мир» и т.д.

Запись целей

Попросите ребенка завести блокнот или использовать компьютер/смартфон для записи своих целей (кстати, и взрослым это тоже полезно). Очень важно, чтобы поставленные ориентиры были не только в голове. Это позволит:

  • Сравнить полученные результаты с изначальными стремлениями
  • Не отходить от поставленной цели

Разумеется, достаточно часто цели изменяются. В этом случае достаточно просто внести коррективы в сделанную запись.

Визуализация

Необходимо хорошо представлять, к чему приведет достижение той или иной цели. Для этого можно:

  • Делать письменные зарисовки. Чем-то это похоже на фантазирование: ученик представляет, как достигает своей цели, что конкретно происходит во время и после получения результата, и записывает все это на бумаге. Это может быть просто последовательность действий и описание успехов или полноценный рассказ.
  • Создать Альбом мечты. Это очень интересное занятие для детей и взрослых. Необходимо завести тетрадь, в которой будет отражен момент достижения успеха: получение медали по окончании школы, выигрыш спортивных соревнований, поступление в вуз и т.д. Картинки можно рисовать самостоятельно или находить соответствующие целям изображения в журналах и интернете.ВАЖНО! Если школьник решает создать Альбом мечты с помощью фотографий из различных источников, необходимо подбирать изображения, люди на которых похожи на самого ребенка, или же делать коллаж, совмещая лицо с собственной фотографии с телом с фото персонажа.

Пути достижения цели

Цели могут полностью соответствовать формуле «КИПРО», но при этом быть слишком большими. Например, «поступить на экономический факультет МГУ после окончания школы». Это конкретное стремление, качественно измеримое (вуз и факультет), подконтрольное, реалистичное и определенное во времени (по окончании школы).

Чтобы цель стала более достижимой, нужно представлять, как ее добиться. Пусть ребенок заранее придумает, как именно будет двигаться к своим стремлениям. Последовательность действий может выглядеть так:

  • Узнать, какие предметы необходимы для поступления
  • Начать более полно изучать математику и экономику
  • Подтянуть русский язык и другие необходимые предметы
  • Узнать, сколько баллов необходимо для поступления
  • Отправиться на подготовительные курсы МГУ и т.д.
  • Отправиться на олимпиаду по экономике
  • Выиграть олимпиаду по экономике за … год
  • Сдать необходимые предметы на …баллов
  • Отдать документы на поступление в МГУ на факультет экономики т.д.

При этом совершенно не обязательно четко, не отходя ни на шаг, следовать этому плану. Со временем в него могут вноситься всевозможные поправки и коррективы.

Занимательные цифры напоследок

В 2010 году американская организация ASTD провела масштабное исследование, посвященное достижению целей. Было установлено, что успеха достигают:

  • 10% людей, которые просто слышали идеи, стремления и мечты других
  • 25% граждан, имеющих осознанные цели, но не записывающие их
  • 40% американцев, определяющих для себя, когда именно должна быть достигнута та или иная цель
  • 50% людей, которые подробно планируют, как именно они будут достигать своих стремлений
  • 65% граждан, которые записывают и визуализируют свои цели или просто делятся ими с другими

http://blog.repetit.ru/

Оставить комментарий

Комментарии: 0