Структура психики. Часть 2: Аттракторы

Психика каждого человека в начале жизни – относительно чистый лист. Конечно, существует набор способностей, заложенный генетически. Но это скорее похоже на огромный потенциал, который можно в процессе жизни раскрыть, а можно и нет, как из глины определенного качества можно вылепить нечто прекрасное, а можно что-то кривое и непонятное.

Для ребенка мир целостный – без разделений на плохое и хорошее, правильное и неправильное, и нет определенных названий, нет фигур, не страхов или симпатий. Вселенная вокруг просто существует, а в ней появляются первые ощущения. Конечно, нужно учитывать тот факт, что психика формируется еще до родов, да и сами роды имеют влияние на ее формирование, и к рождению ребенок уже может иметь определенный опыт, который влияет на его дальнейшее развитие. Но, как правило, когда новый человек рождается, он начинает познавать мир посредством своих чувств: зрение, слух, осязание, вкус и запах. Начинает формироваться первичное отношение к вещам, проще говоря, «стимул-реакция». Пропуская информацию через любую из систем восприятия, ребенок получает определенную реакцию в теле. Когда какая-то реакция повторяется несколько раз – она закрепляется и становится автоматической. Если реакция сильная – то бывает достаточно и одного раза(импринт). Так появляется убеждение.

Пример:

Вижу маму – ощущаю радость, тепло, приятно, еда и т.д. После нескольких повторений появляется убеждение: «Мама – это хорошо; мама – это безопасно; маму я люблю».

Или —

я кричу, после чего приходит мама, и я получаю еду, либо мне меняют пеленки. Пропадает дискомфорт. И вот я привыкаю, что таким образом управляю миром вокруг себя. Это тоже формирует определенное убеждение, и не важно, что я не могу его выразить словами.

Но если я кричу, и никто не подходит, и так много раз, у меня может появиться ряд убеждений, начиная от «я никому не нужен, меня не любят», и, заканчивая «я беспомощный, я ничего не могу сделать, чтобы изменить плохой мир».

Очень важно, чтобы на протяжении первых лет жизни ребенок получал позитивные ощущения, потому что здесь формируются базовые импринты . К примеру, если все хорошо и приятно, есть еда, теплая мама и т.д. – мир хороший. Если же ребенка оставили без еды в холодном помещении, он кричит и ничего не может сделать, то могут сформироваться глубинные убеждения: мир жестокий и опасный, я бессилен что-либо сделать в этом мире, меня никто не любит, я никому не нужен, вот я вырасту и всем вам докажу и т.д. в зависимости от ситуации. И потом, что бы человек ни делал, все будет пропускаться через фильтр этих убеждений. Сколько бы ни было денег, комфорта и успеха, все равно будет существовать ощущение какого-то беспокойства, постоянная фоновая тревожность, стремление еще больше себя обезопасить от «плохого мира» или еще больше что-то доказать, чтобы полюбили.

Таким образом, у человека в бессознательном (которое является ничем иным, как огромным хранилищем информации – опыта и выводов, сделанных из него) с каждым годом накапливается куча данных обо всем. Формируется отношение (реакция) ко всему, с чем он сталкивается в своей жизни. И как только в поле одной из наших систем появляется знакомый раздражитель (визуальный, аудиальный и т.д. якоря), наше бессознательное тут же подбрасывает нам информацию об этом, и мы реагируем привычным для нас способом.

Дальше важно понимать, что убеждения становятся нашими фильтрами, через которые мы видим мир. Поэтому если есть убеждение, что женщины глупые, то мы будем видеть именно это в женщинах и даже в самых умных будем находить, почему они не отличаются особым умом. Если мы верим, что мир жестокий, то все, что нам в нем встречается, будет нести в себе нотку этого негатива и относиться ко всему мы будем насторожено. Соответственно, меняя убеждения, мы меняем мир вокруг нас (точнее его восприятие), наше поведение и себя самих.

Следующее, что важно понимать – это то, что все реакции на окружающие раздражители в теле условно можно разделить на две категории: приятные и неприятные. Конечно, все эти реакции имеют свою силу и оттенки, но, тем не менее, для нас они всегда остаются позитивными и негативными. Роберт Дилтс называет их аттракторами. К позитивным ощущениям мы всегда стремимся, а негативные стараемся избегать. Таким образом, у нас есть две мотивирующие силы: «от» (избежать) и «к» (достигнуть).

Таких вот приятных и неприятных реакций у каждого тысячи. И именно они направляют на нашу жизнь, становясь нашими потребностями, целями и ценностями, которые мы стремимся достигать, или страхами, неприятностями, которых мы стремимся избегать. Это напоминает векторы сил, действующие на человека в разных направлениях и в результате он движется где-то посредине. То есть, когда разные силы тянут его в разные стороны, они накладываются друг на друга и человек движется по жизни с учетом всех этих сил. Очевидно, что векторы сил, направленные в противоположные стороны, гасят друг друга. Из этого следует, что самые сильные векторы задают направление по жизни. Но и для каждой конкретной области жизни есть свои, более мелкие векторы.

cennosti-v-zhizni-cheloveka

На картинке я специально изобразил векторы так, чтобы было понятно, что среди них существуют прямо противоположные друг другу. Обычно это и является причиной внутренних конфликтов, по поводу которых обращаются к психологу. Но об этом позже, сейчас я хочу более подробно объяснить, как работает данный механизм.

Эти векторы всегда подчинены определенным правилам:

1. Человек хочет для себя или других всегда что-то хорошее, то есть намерение несет позитивный характер. Даже когда векторы вроде курения или страха испытывать боль утраты тянут в другую сторону, они направлены на то, чтобы человек получил что-то важное для него, какую-то ценность. Например, страх – защищает человека от повторения той боли, которую он испытал однажды, более глубинная цель – это спокойствие, безопасность. А курение вообще может под собой иметь ряд более мелких целей – отдых, расслабление, решение задач, разбивка времени. Желание быть своим в компании, ощущение себя крутым, взрослым или сексуальным с сигаретой (обычно формируется рекламой).

2. Как уже стало видно из пункта 1, за одной целью может стоять другая, более важная, та, которую человек хочет достигнуть, достигнув цель более низкого уровня.

Пример:

Человек хочет купить машину, но машина ему нужна, чтобы чувствовать себя увереннее и значимее, а чувствовать себя увереннее и значимее нужно, чтобы было проще общаться с женщинами, а с женщинами общаться – чтобы найти ту, единственную, а эта единственная нужна, чтобы получить от нее любовь и завести семью. Поэтому цель не машина. Цель – это любовь и семья. Но часто в результате формирования ряда убеждений (обычно навязанных обществом) человек верит, что любовь можно получить только через покупку машины (отращивание большого пениса, зарабатывания всех денег мира, накачивания мышц, отбеливания зубов, избавления от перхоти и т.д.) Очень часто этим пользуются в рекламе, потому что вам продают не алкоголь и сигареты, а красивую жизнь, сексуальность, уверенность в себе, стиль, кучу друзей, и проч. Присмотритесь внимательно к рекламе. Продают не товар, продают ценность.

Если уж речь зашла о рекламе, то любой рекламщик отлично знает о мотивации «от» и «к». Вся реклама на этом построена. Лучше всего человек мотивируется на покупку чего-то, если есть двухсторонний мотиватор. Поэтому с одной стороны вам показывают, как плохо жить с перхотью, а с другой – какие красивые и яркие отношения начнутся сразу после того, как вы избавитесь от перхоти с помощью шампуня, показывая видеоряд с красивыми женщинами/мужчинами и прочие привлекательные картинки. Таким образом, ценность, которую человек в данном случае хочет получить (и вместо которой ему втюхивают шампунь) – это отношения с каким-то другим человеком (обычно очень хорошей рекламной внешности). А убеждение, которое вам сформировали, говорит о том, как это сделать: «избавиться от перхоти с помощью шампуня». Ниже будет написано, каким образом убеждения связаны с ценностями.

3. Очень важно понимать, что все эти векторы имеют свою силу, которая характеризуется эмоциональной (энергетической) заряженностью. В зависимости от силы заряда векторы формируют соответствующую иерархию.

Иерархия жизненных ценностей человека

zhiznennye-cennosti-chelove

Эта иерархия позволяет удовлетворять потребности последовательно, определить, что для человека важнее. Если бы не было иерархии, он бы просто зависал и не знал, куда двигаться дальше, его разрывали бы внутренние конфликты. Так же от важности (силы вектора) зависит то, сколько времени и ресурсов, какую часть жизни человек тратит на достижение этой ценности. Та ценность, которая стоит на вершине иерархии (на рисунке это любовь), и будет главным направляющим вектором в жизни. Это значит, что ради любви вы будете готовы пожертвовать своим здоровьем, дружбой, и всем остальным, потому что это самое важное в жизни.

Выше я привел пример иерархии самых важных позитивных аттракторов, то есть ценностей, того, что важно для человека. Но есть еще и иерархия негативных аттракторов – неприятных ощущений, то есть тех вещей, которых человек по жизни старается избегать, которых он боится больше всего, от чего защищается. В реальности они сосуществуют все вместе, как позитивные, так и негативные. Они могут как компенсировать, так и дополнять друг друга. Когда аттракторы дополняют друг друга, это является самой сильной мотивацией. Примером дополнения могут быть “нищета” и “богатство”, когда человек очень боится первого и очень хочет достичь второго.

Те, у кого в жизни больше позитивных аттракторов и достижений являются более счастливыми, у них больше приятного в жизни, те же, у кого больше избегания, волнений и т.д., являются более несчастными. В их жизни больше негативных ощущений. Очень часто в моей практике встречаются случаи, где люди проживают жизнь не достижением целей (позитивных аттракторов), а убеганием от негатива, при этом основная ценность в жизни человека – это безопасность.

Приведу пример: можно работать, потому что нравится работа и ты получаешь от этого удовольствие, а можно потому, что нужно выживать и боишься остаться на улице. Можно жить и брать на себя ответственность за свою жизнь, самому за себя решать чтобы достигать своих целей, а можно бояться принимать решения и ждать их от других, потому что с ответственностью связан негатив в прошлом. Поэтому ответственности нужно избегать. И т.д.

Проблемы также часто возникают тогда, когда все эти аттракторы напоминают лебедя рака и щуку, которые впряглись тянуть одну повозку (человека). Но все тянут туда, куда считают правильным, и каждый старательно выполняет свои обязанности автоматически. Повозка же начнет двигаться в ту сторону, куда тянет тот, у кого больше силы (больше заряд), преодолевая стремления остальных. Если же двоим, например, лебедю и раку в одну сторону, то повозка тем более будет двигаться именно туда. Но, поскольку они как бы все вместе в одной упряжке, то время уделяется каждому участнику, и время от времени тянут в его сторону тоже. Чем более значим участник (сильнее заряжен аттрактор), тем больше тянут в его сторону. Если совсем не значим, то на него времени уже не остается. Ну а если пара участников примерно одной силы и цели у них прямо противоположны, то они могут серьезно конфликтовать друг с другом.

Это, к примеру, как желание общаться с женщинами и страх боли при отказе. Позитивный аттрактор – удовольствие от общения, негативный – боль от отказа. И если они одной силы, то человека прямо коробит при общении с противоположным полом. Хочется двух противоположных вещей одновременно, случается внутренний конфликт. За помощью в решении таких конфликтов обращаются к психологу, чья работа заключается в ослаблении одного аттрактора и усилении другого, или же в перенаправлении их таким образом, чтобы они не конфликтовали.

Но вернемся к нашим баранам. Все важные для нас вещи условно можно разделить на две категории: мелкие, слабо заряженные потребности-аттракторы (вроде покушать или кино посмотреть) и комплексные, сильно заряженные потребности, которые еще называют жизненными ценностями (любовь, семья, здоровье, секс и т.д., то, что я изобразил на рисунке выше). Жизненные ценности человека всегда состоят из целого ряда компонентов, они сложные. К примеру, сложно объяснить, что такое любовь одним словом, да и каждый человек под этим подразумевает что-то свое. Для кого-то это забота, для кого-то страсть, для кого-то понимание и доверие, чувство близости. Но что интересно, эти понятия, которые я назвал, тоже включают в себя еще кучу вещей или действий. К примеру, спросите себя, что для вас забота? Для кого-то – это завтрак в постель, а кому-то важно, чтобы находились с ним рядом, делали что-то для него.

У каждого человека ценности в жизни могут быть разными, и важно это понимать. Когда люди их обсуждают, то часто каждый говорит о своем, не подозревая, что у собеседника за теми же самыми словами совсем другой опыт и желания. То есть используя одни и те же ярлыки, такие как дружба, любовь, понимание и т.д., люди при этом могут говорить о совсем разных вещах. Поэтому вместо настоящего понимания между людьми есть иллюзия понимания, если не задавать вопросы и не разбираться глубоко.

Так же нужно понимать, что мелкие потребности (аттракторы) обычно присутствуют на бытовом уровне, а вот ценности – это сильно заряженные потребности, которые, находясь на высоком уровне, направляют нашу жизнь. Каждый человек, так или иначе, говорит о своих ценностях или демонстрирует их. Кому-то важна любовь, и он ее повсюду ищет, кто-то озабочен статусом, и это тоже постоянно можно видеть в его поведении, в вещах, которые его окружают. Для кого-то основной жизненной ценностью является здоровье, поэтому он может говорить о здоровом образе жизни и соответственно приглашать вас провести с ним время активно.

4. В статье «Механизм любви» я писал, что после удовлетворения, потребность пропадает, разряжается и перестает быть актуальной. Если же потребность никак не может быть удовлетворена, и человек продолжает думать о ней, вкладывать энергию (накручивать себя на достижение, стимулировать возбуждение), то постепенно она становится все важнее и важнее и превращается в идею фикс(навязчивая идея).

На физиологическом уровне это проявляется в виде сильного возбуждения части коры головного мозга, связанной с удовлетворением этой потребности, в то время как в других участках коры развивается торможение. Тогда остальные потребности (ценности, аттракторы) отступают на задний план, и человека интересует удовлетворение только этой. Она становится смыслом жизни. Не хочется ни пить, ни есть, пока она не удовлетворена, кажется, что без нее вообще жить нельзя. Вся система психики перестраивается и формируется вокруг одного единственного желания(о том, что психика, как система формируется вокруг аттракторов, более детально будет сказано в статье «Структура психики. Часть 3: Травмы и компенсации»).

Примером сильно заряженного атрактора может быть сильная односторонняя любовь, сильное желание отомстить или заработать много денег, сильный навязчивый страх(если быть точным здесь аттрактор не страх, а то чего боятся) или желание быть нужным кому-то.

Поэтому чтобы сильно чего-то захотеть, чтобы что-то стало очень важным для человека, ему нужно долго об этом много думать, направлять на это свое внимание, рисовать в голове красочные картинки о достижении цели.

Когда-то мне довелось читать роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» и там я увидел очень хороший пример того, как можно заряжать аттрактор(создать навязчивую идею). В главе «Белла» очень интересно описано, как Печерин дразнит парня чужой лошадью, постоянно о ней рассказывая, нахваливая, заставляя постоянно думать о ней. И это продолжается до тех пор, пока лошадь не становится чем-то очень важным для мальчишки, настолько важным, что он отваживается украсть сестру, бросить родителей, сбежать из родного дома, лишь бы заполучить ее.

Теперь следует понять, как взаимодействуют ценности (потребности) и убеждения в жизни человека. Если ценности – это то, что для нас важно получить, что к чему мы стремимся, то убеждения – это правила, которые:

А) Объясняют ценности, являются критерием ценностей

Б) Объясняют, как получить ценности, какие есть условия их получения

Убеждения объясняют, что делать, чтобы получить ценность, удовлетворить потребность. Поэтому именно они часто автоматически управляют поведением человека.

Давайте рассмотрим это на примере. Возьмем ценность «любовь».

Убеждения, которые могут касаться этой ценности:

1. Объясняющие:Любовь – это особое ощущение в груди, когда бабочки….
Любовь – это когда ты можешь просто быть рядом с человеком и молчать.
Любовь – это самое главное в жизни (говорит о высокой значимости этой ценности).
Каждому человеку нужна любовь. Человек без любви чахнет.
И т.д.

2. Теперь правила, которые регулируют отношения с любовью и как ее получать:

Чтобы тебя любили, надо….. (был сильным, умным, богатым. Подставьте свой ответ.)
Настоящая любовь бывает только раз в жизни.
Если ты нашел человека, которого любишь по-настоящему, ты должен…..(беречь его, трахать ему мозг, держаться за него, делать для него все на свете. Подставьте свой ответ.)
Я достоин любви, потому что….( я хороший, я настоящий мужик, я много зарабатываю и т.д. Подставьте свой вариант).

Я смогу полюбить только….(лысого, толстенького, хромого, профессора математики, нобелевского лауреата, настоящего джентельмена… Подставить свой ответ).

Ну и так далее. Я могу продолжать этот список до бесконечности. Важно, чтобы вы понимали, что все эти убеждения вместе с ценностью, вокруг которой они группируются, формируют структуру, систему, в которой все они связаны между собой и которая автоматически диктует поведения человека по отношению к данной ценности. Поскольку в этой системе все убеждения переплетены между собой ее не так просто поменять. И потом, за каждым убеждением еще и опыт стоит, из которого человек обучился этому убеждению.

Так мы плавно подошли к структуре психики и формированию проблем, о которых я расскажу в третьей части. А пока я хочу подвести итог и перечислить важные принципы, описанные в данной статье:

1.Реакции формируют мотивацию (аттракторы) – стремления к чему-то «к» и избегания чего-то «от»
2. Сильное стремление к чему-то или от чего-то формирует наши жизненные ценности, направляет нашу жизнь.
3. За мотивацией «от», которая на первый взгляд имеет негативный заряд (страх, тревожность, боль, дискомфорт), всегда находятся положительные потребности, такие как спокойствие, расслабленность, безопасность и т.д. То есть избегание, но с хорошей целью.
4. Потребности (аттракторы) условно можно разделить на простые и комплексные (ценности)
5. Все потребности (аттракторы) имеют разную силу, поэтому существует иерархия и последовательность их удовлетворения.
6. Человек движется туда, куда направлены самые сильные аттракторы.
7. Человек в своей жизни тратит больше всего времени и ресурсов на те вещи и действия, которые приближают его к сильным позитивным или отдаляют от негативных аттракторов.
8. Потребности (аттракторы) всегда напрямую связаны с убеждениями. Если ценности – это то важное в жизни, что задает направление, то убеждения – это правила, которые объясняют ценность и то, как ее получить: какие есть условия достижения и что нужно для этого делать.

Источник: pro-psychology.net

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    rytuał miłosny (Понедельник, 10 Апрель 2017 21:17)

    rytuał miłosny

  • #2

    viagra (Пятница, 14 Июль 2017 16:51)

    Kamagra Gold

  • #3

    sex telefon (Четверг, 10 Август 2017 20:58)

    kamagra cialis